JA Purity III - шаблон joomla Авто

Свежий номер печатного журнала RHYME Magazine, на обложке которого появился Jah Khalib, можно найти во всех магазинах сетей Black Star Wear с 21 декабря. 

Журнал можно заказать на главной странице нашего сайте, а также в нашем паблике ВКонтакте vk.com/rhyme_magazine.

Наша первая встреча с Jah Khalib’ом состоялась весной прошлого года. Тогда мы готовились представить вам перспективного, но все же еще довольно молодого по всем параметрам артиста из Казахстана. С того момента прошло примерно полтора года, парень по-прежнему молод, но уже точно не как артист и личность. Прогресс, которого он смог достичь за этот короткий срок, непомерно велик. К примеру, его первый сольный концерт в Москве, прошедший в октябре прошлого года в клубе RED, вряд ли можно было назвать громким событием, да и сам Баха на сцене еще не выглядел большим профессионалом. Было понятно, что он нравится людям, что его музыка «заходит», но это по-прежнему было лишь начало.

Прошел ровно год, Баха выпустил ЕР, проехал с туром по стране, в конце сентября презентовал дебютный лонгплей и решил снова закатить концерт в Москве. Как и ровно год назад, датой стало 30 октября, только на этот раз нас ждала кардинально другая ситуация. Во-первых, он выбрал площадку вместимостью более 5000 человек. Во-вторых, билеты на концерт были распроданы заблаговременно, и артисту пришлось назначить еще одно шоу ровно через месяц на том же месте. В-третьих, зрители, которые присутствовали на обоих концертах, не дадут соврать, что на сцене был уже совсем другой человек. Он больше не выезжает на том, что людям просто нравится его музыка. Теперь среди пришедших явно найдутся и те, кому отдельным пунктом нравится именно выступление Jah Khalib’a. Ведь в группе добавились музыканты, были доработаны аранжировки, да и сам Баха выглядел на сцене как очень прокаченная версия себя годовалой давности, что в течение всего шоу отлично поет, играет на «саксе», много общается с публикой, танцует (!) и выкладывается настолько, насколько может, а местами даже чуточку больше. В общем, как вы поняли, нам понравился концерт, и еще больше понравился прогресс артиста. А ведь мы еще даже не трогали тему альбома. Кстати, именно об альбоме и не только мы и поговорили в этом большом интервью, с которым вам предстоит ознакомиться ниже.

В конце сентября у тебя вышел дебютный альбом “Если че, я Баха”, который ты сам же слил в сеть. Ты не стал его продавать, а выложил альбом бесплатно при наличии выпускающего лейбла Warner Music, который занимается реализацией твоей музыки. Как они отреагировали? 

Они очень долго воевали со мной. У меня интерес – порадовать людей, у них – заработать деньги. Мы долго на эту тему разговаривали, но они, конечно, не будут эту тему качать. В итоге я сказал, что, если будет не так, как я хочу, я отдам альбом на выпуск другому человеку. Все. И мы выпустили альбом бесплатно. Через две недели я понимал, что лейблу тоже нужно немножко хлеба, и, чтобы никто не остался в обиде, мы выпустили новый трек “Любимец твоих дьяволов” бонусом в iTunes. Они попросили две недели его не выкладывать ВКонтакте, но разрешили выложить на YouTube, чтобы люди могли прослушивать. Как я и говорил, это музло не ради рейтингов в iTunes.

Ты называешь этот альбом дебютным, но ведь до него у тебя уже были релизы?

У меня было много треков, которые мы потом объединили под одну эгиду. Выпускающий лейбл сказал, что не может все это представить в виде синглов, потому что людям так будет невыгодно. Мы выбрали синглы, которые друг к другу подходят, и сделали три сборника, условно три альбома. А вот именно альбом, с подходом создания полноценного лонгплея, этот первый.

Как долго ты писал его?

Мы восемь месяцев писали музыку. Ну, почти год. Да, без месяца год ушел.

Насколько нам известно, ты его доделывал в последние дни перед релизом. С чем это связано?

Я всегда упор делаю на музыку. Самым сложным для меня было написать именно ее. Поэтому я ездил к чуваку в Киев, с ним дорабатывал. Чтобы вы понимали, я восемь месяцев убил только на “минуса”. Мы очень долго выбирали, какое будет звучание. Слова каких-то песен я написал еще в феврале, а какие-то уже были готовы. Для меня момент записи не такой критичный. Многие рэперы долго перезаписывают акапеллу, а я считаю, что это не так важно. Просто приходишь, четко исполняешь, и все. Мое музыкальное образование дало мне способность быстро относиться к моментам записи и их реализации. Поэтому запись я отложил в сторону. По плану в начале сентября спокойно за 5-6 дней я должен был записать весь альбом. Но нет! Как всегда происходит фигня – я срываю связки на концерте в Риге 14-го августа, а 25-го августа в Одессе я добил себя и заболел. Пришел к фониатру в начале сентября, а он сказал: “Баха, вот тут ты чего-то попутал. Нельзя”. Мне прописывают молчание на 15 дней. Мне нельзя было напрямую слушать звук, потому что это сильно вредит связкам. Я сидел в соседней комнате, следил, как звукач сводит альбом. Поэтому у нас момент записи переносится, и остается неделя до релиза. За три дня я записываю весь альбом, и, грубо говоря, еще за четыре дня мы его сводим, включая день релиза. Мы выпустили альбом в 11 ночи, а за четыре часа до этого я еще записывал “Если че, я Баха”. Потом мы выложили альбом, и начался резонанс мнений. Мне пацаны запрещали даже читать комментарии, но я все равно это делал. И зря. В итоге я поймал себя на депрессухе. Ведь когда ты стараешься и целый год работаешь, ты ожидаешь, что 70% комментариев будут положительными. Было и много положительных комментариев, безусловно, но я их не читал. Я читал негативные. Меня это так загасило! Я сидел и говорил пацанам, что у нас провальный альбом, и надо что-то придумать. Меня очень задело, что люди сказали, что нет старого стиля, нет Бахи. И потом, после выступления в Кишиневе, когда мы вернулись в Алмату, я попросил всех сессионников выйти из студии и сказал им, что сейчас в студии будет только Баха, и я сделаю Баху. И я сделал, сделал восемнадцатый трек – “Любимец твоих дьяволов”. У меня есть такое качество, что, когда никто не лезет в мою энергетику, в мою ауру на студии, у меня получается только мой стиль. В итоге после этого альбома я многое понял. Получил колоссальный опыт, понял, что такое альбом, как он делается. Есть такая наивная штука, что, когда ты делаешь альбом, думаешь, что каждый трек будет “заходить”, но нет. Я помню, мне старший брат говорил, если в альбоме есть хотя бы пять крутых треков, это крутой альбом. Я пришел к таким моментам, что мне не стоит опираться на каких-то сессионников и сторонних битмейкеров. Следующий ЕР, который мы запланировали, я буду делать только сам – по битам, по сведению и т.д. Когда мы выпустили “Любимец твоих дьяволов”, люди сказали: “Да, вот это Баха”. И я успокоился. Еще у нас был “Дай мне”, который на запасе у нас стоял. На следующий день после релиза мы его выложили, и люди отметили его как лучший. В итоге я сделал музыку для своей старой аудитории, сделал для новой, сделал для более взрослой. У нас, кстати, очень вырос возраст аудитории, что для меня большая победа. Приятно, когда к тебе ходят не только молодые, но и люди повзрослее. И дай бог, чтобы у нас выросла аудитория.

Давай вернемся немного назад. Как нам кажется, с выходом ЕР “Калибания души” у тебя поменялся звук. Это можно судить даже по “фитам” с Каспийским Грузом и Кравцем. Как ты к этому пришел? Почему решил изменить свое звучание?

Я ничего специально не менял. Ведь в ЕР были не только Каспийский Груз и Кравц, там была песня “Вселенная”, которая является одной из самых любимых на данный момент. Я никогда не забываю, кем я был, но считаю, что музыкант не должен делать одно и то же. Если ты приходишь в компанию к своим друзьям и шутишь одними и теми же шутками, то в один момент тебе скажут: “Братуха, ты надоел уже, давай придумай что-нибудь новое”. Во всем должен быть баланс. Создавая каждый сборник, я делаю чуть-чуть старого и подвешиваю нового. Вдруг что-то понравится. В новом альбоме мы подмешали старого – “Дай мне”, “Любимец твоих дьяволов”, “Порвано платье”, но мы сделали и две лирики – “Лейла” и “Созвездие ангела”, то, что люди не ожидали, но они им «зашли».

Получается, ты дал новый материал и подкрепил старым. Но ведь это дебютный альбом, а стрельнул ты именно старым материалом. У тебя не было такого жирного релиза с тем, с чем ты изначально «зашел» людям, чтобы люди понимали, что от тебя ждать, чтобы образ закрепился.

Образ закрепился еще на синглах.

Да, но каждый твой релиз абсолютно другой.

Я считаю, что музыкант и должен быть разноплановым. Я всегда за мастерство, считаю, что нужно развиваться во всех направлениях. Я хочу сделать сейчас роковых песен, как бы это смешно не звучало. Тот же Вася Баста мутит во всех направлениях. Может, что-то не подходит людям, зато ты сам развиваешься в своих умениях. И, если я завтра буду делать свой старый стиль, у меня уже будут какие-то новые умения. Я буду уже по-другому на это смотреть. К тому же, делать одну и ту же тему очень трудно. Поэтому в этом альбоме мы сделали все дозировано: по три-четыре песни каждого стиля. Сейчас, катая по концертам, я понимаю, что альбом не провальный. Людям «зашли» как минимум четыре песни, и для меня это большая победа. К тому же, у нас есть хит в этом году – “Лейла”. Еще люди говорят, что сейчас концерты стали более динамичными, потому что были перепады настроения. Например, в какой-то песне ты прыгаешь под клубняковый бит, в какой-то песне ты разрываешься от того, что парень хочет близости с девушкой, а в песне “Кружимся в танце” у нас вообще какой-то этнический хор. Это кайф, что есть смешанные чувства. Я всегда делаю разную музыку, чтобы у человека было не одно конкретное настроение. Я хочу, чтобы люди уходили с наших концертов с непонятными чувствами, чтобы они не понимали, что произошло. Сейчас у нас есть программа из 20-22 песен, которые все любят и знают. И исходя из этих песен, из этого устоявшегося образа, мы будем делать небольшой ЕР на 6-7 песен, так, чтобы каждая прям «зашла». Я постараюсь сделать 3-4 хороших трека, которые люди запомнят, добавлю их в программу и в следующем году уже забью все релизы, буду катать с живой программой, с крутым бэндом.

На самом деле здорово, что получается так развиваться самостоятельно, без поддержки крутых лейблов и продюсеров.

А сейчас такая эра. Эра независимых артистов. Те же Мияги и Эндшпиль. В начале этого года, когда парни еще не стрельнули, мы говорили на эту тему с другом. Говорили, что сейчас будет время, когда люди будут выбирать чуваков из народа, которые что-то сами мутят на домашних студиях. И вот недавно стреляют эти ребята, и друг мне звонит и говорит: “Все так и случилось”. В следующем году, дай бог, будет другой феномен.

У тебя в Казахстане своя студия?

Да. Сейчас я еще строю домик, куда люди смогут приезжать жить. Это будет хорошая студия звукозаписи.

У твоего альбома интересная обложка. Как вы ее создавали?

Я обратился к Медету, который режиссировал мой клип “Созвездие ангела”, сказал ему, что мне надо сделать обложку: хочу прийти в студию и просто сфоткать харю. Он говорит: “Нет, мы должны заморочиться”. В итоге мы долго искали и все же нашли в интернете фотографию, на которой парень где-то в арабской стране сидел у стены. Я сказал, что хочу вот так. Медет собрал команду художников, реквизит, все эти шкафы, приехали граффитчики, покрасили стену на заброшенном заводе, нарисовали этот символ. Мы долго подбирали шрифты. Короче, мы нормально вкинули бабла в эту обложку.

Получается, это не фотошоп, а надпись на стене?

Да, это надпись. Мне предлагали сделать просто оттенок на стене, а в фотошопе дорисовать надпись. Но я решил, что надо сделать фотку. Из шрифта там только “Если че, я Баха”, и то, я попросил сделать максимально незаметно, чтобы не портить фотографию. Все получилось, люди заценили.

В итоге-то ты доволен тем, как «зашел» альбом?

Мне многие ребята говорят, что все хорошо. Приходя на концерты, я понимаю, что «зашли» 3-4 песни. Но мне всегда мало. Я хочу, чтобы все было идеально. Ребята ставят мне другие альбомы, которые вышли в этом году, и там в лучшем случае по одному хиту. У нас их несколько. Плюс сейчас мы снимаем дорогущий клип на “Любимец твоих дьяволов”. Нашелся режиссер, Баходыр Юлдашев, который реально уже волчара в этой теме.

А деньги? Ты сам вкладываешься в клипы, без каких-либо спонсоров и инвесторов?

Да. Я решил вести такую политику. Когда мы снимали клип “Созвездие ангела”, мы тоже могли привлечь кучу спонсоров. Это не кайф, когда ты смотришь “Созвездие ангела”, где передается какой-то сюжет, который мы пытались сделать как фильм, и тут реклама телефона (смеется). Это уже вопрос вкуса, подхода и уважения к творчеству. Поэтому новый клип тоже будет без рекламы. И для людей это приятно. Они понимают, что им ничего не пихают, а просто дают посмотреть хороший продукт.

А как же возможность заработать?

Да мы успеем заработать. Зачем сейчас гнаться за деньгами? Твой клип – это твое промо. Это не твой заработок. Мне типы рассказывают, что какие-то модели платят звездам, чтобы сняться в их клипах. Остановитесь, пожалуйста! Клип делается, чтобы раскрутить и показать твой продукт, а на раскрученном продукте ты потом зарабатываешь деньги.

По поводу клипа “Созвездие ангела”. Ни для кого не секрет, что вы взяли за основу фильм “Леон”. Почему именно его?

Мы долго не знали, какую историю хотим сделать. Сидели с Медетом, пили чай, курили кальян, разговаривали. И он говорит: “Баха, вот уже 20 лет, как сняли “Леона”, давай сделаем трибьют?”. Я говорю: “Давай”. Для меня тоже “Леон” – это большое кино. У нас всегда так – кто-то какую-то фигню сморозил, и мы дальше на этой фигне пляшем. И она почему-то получается. Многие даже не поняли сюжета клипа, но сказали, что это интересно смотреть, что это не так дешево, как раньше.

Тебя все считают хип-хоп артистом. На iTunes твой альбом стоит в разделе “хип-хоп”. А ты сам к какому жанру себя относишь?

Я не хочу себя чем-то ограничивать. Если углубляться теоретически, то в альбоме много жанров: и поп, и фанк, и хип-хоп. Сейчас самый крутой жанр получается, когда ты мешаешь много всего. В этом и кайф: когда звучит фанковая гитара, звучит хип-хоповый бит в стиле Тимбалэнда, сверху ложится блюзовый или кантри вокал с мелодией, ставится старый соуловый сэмпл, в припеве включается выдуманный саксофон на трубе, и все! Человек не понимает, что это, но ему нравится. Я точно не хип-хоп. Есть элементы хип-хопа, но я не рэп, это точно. Я не протестую. Для меня рэп – это Public Enemy, 2Pac, Biggie, которые качали за какую-то идею. Моя же музыка легкая, я описываю чувства людей, описываю жизненные ситуации. Я рос на рэп музыке, но в то же время учился в музыкальной школе джазовой музыке. Лучше сказать, что я вырос на черной музыке.

Какая твоя любимая песня с альбома?

Если по подходу брать, то “Созвездие ангела”. Я в нее вбухал много сил, прям аранжировал, сводил ее. Мы записывали хор, вокалисток, разных гитаристов, живое фано. Я хотел сделать для себя что-то музыкальное. Я это делаю, чтобы себя музыкально реализовать. Я хотел сделать хорошую композицию. Еще я очень люблю “Лейлу”, я написал ее за ночь. Вообще, все песни, которые делаю с ходу за ночь – это песни, в которых много энергетики. Очень нравится “Любимец твоих дьяволов”. Когда я ее сделал, подумал, что плевать на этот альбом, вот есть хорошая песня! У меня всегда так. Делаю новую песню и забываю о предыдущем.

А есть ли материал, который не вошел?

Дофига, братан, просто дофига материала.

Что с ним будет?

Иногда, когда нечего писать, заходишь и копаешься в старом. Не вошло где-то 83 демки: где-то минус, где-то припевчик.

У тебя на альбоме всего два гостя – L’One и Роман Bestseller. 

Должно было быть больше гостей. Мы сделали с Влади трек, но мне было стыдно выпускать с Влади песню такого формата, и мы решили перенести идею совместной работы на следующий релиз. С Пиццей должна была песня быть, но не нашли общего звучания, поэтому тоже перенесли. Успели сделать только с Ромкой и с Левой. С Левой тоже, надеюсь, следующий трек мы сделаем получше. “Джунгли” получилась, конечно, хорошей работой, но я не совсем доволен. Это не то, что хотели мы с Левой. Но уверен, мы еще бабахнем. Еще я хочу Левану сделать пару синглов как продюсер. Лева, как и Вася – человек, который пашет. Это два человека, которые заслуживают большого уважения и являются примерами для всех.

А Рома как оказался у тебя?

Мы просто встретились в Кремле на премии Music Box в прошлом году. Мы что-то с моим менеджером разговаривали про Ваню Дорна, я говорю: “Вот Рома Бестселлер, он писал ему все биты”. Менеджер говорит: “Я Рому знаю”. Мы пытаемся позвонить ему, но у нас старый его номер был. Потом нам надоело сидеть на премии, потому что на сцену вышел Митя Фомин, выходим из зала и видим, что стоит Рома Бестселлер со своей женой. Судьба. Так я предложил Роме что-то замутить. Я нашел направление, в котором будем делать трек, нашел референсы, скинул ему. Ромка реализовал по музыке. Он очень талантливый.

Какие-то еще композиции с альбома ты хотел бы визуализировать?

Да. Мы визуализируем “Лейлу” и “Любимец твоих дьяволов”. И все. Три клипа на альбом. Мы проделали очень много работы в этом году. Мы сделали первый клип, который собрал самостоятельно два миллиона просмотров, для нас это нереальнейшая победа. Мы сняли клип, который хотя бы стоит этих просмотров.

Во всех своих интервью ты очень положительно отзываешься о Басте.

Баста для меня большой пример и мотиватор. Я Васяна всей своей команде ставлю в пример, как нужно работать, как нужно себя не жалеть. Когда мы работаем в студии, мы можем не спать двое суток. Я когда с Васей впервые увиделся, я с ним на Вы разговаривал. Он мне говорит: “Братан, завязывай, ты что”. Я его очень сильно уважаю. Когда я приехал на “Басту+”, мы с Васей встречались на Газгольдере, и для меня, чувака, который всю жизнь слушал и следил за Васей, это было нечто. Пацаны с Газа рассказывали, как он съездил в отпуск – жена с детьми отдыхали, а он в комнате с мидюшкой писал биты. Я офигел, насколько человек простой, насколько он – машина. Я подумал: “А че я сижу?”. После этого мы приезжаем в Алмату, и за полторы недели я записываю ЕР “Калибания души”, потому что меня вдохновил на это Баста.

А будет ли у вас в ближайшем будущем совместная работа?

Я не знаю даже, как подойти к нему с этим вопросом. Я слишком сильно уважаю Васю. Я всегда прихожу к нему, он что-то делает, работает. Я стараюсь его не отвлекать. Мы перекинемся парой диалогов, и я просто смотрю, как Вася работает. Для меня этого достаточно. Конечно, хотелось бы сделать что-то вместе.

Как ты привыкал к своему плотному гастрольному графику? Привык ли вообще?

В этом году в январе я после двух лет работы лежал под капельницей. Было слишком много концертов. Сейчас ребята мне сделали график более менее с перерывами, но все равно трудно три года без отдыха.

Чувствуешь ли ты результат этой работы?

Да, конечно, чувствую рост проекта. Мы работаем, расширяем аудиторию. Мы работаем над имиджем, не внешним, а общим имиджем проекта. Мелкими, но верными шагами идем к каким-то новым ступеням.

А команда у тебя большая?

Сейчас восемь человек. Не сказать, что большая команда, но мне хватает. Мы максимально воспитанные, максимально приземленные. Все хотят развиваться. У нас нет жесткой иерархии. Если у кого-то что-то не получается, кто-то другой подойдет и поможет. Взаимоподдержка братская должна присутствовать. У нас на адекватной волне все. Все учимся друг у друга. Иногда проводим тимбилдинги. Я прошу каких-то сторонних людей давать нам советы. Хочу, чтобы было так, что, если, не дай бог, мы когда-то разойдемся с человеком, уйдя от меня, он сказал не “Я на Бахе заработал столько-то”, а “Я с Бахой научился вот этому”. Для меня очень важно дать кому-то опыт. Как говорят евреи, копите знания, их у вас никто не отберет.

Давай поговорим о планах на будущее. Что теперь от тебя ждать?

Я решил убрать политику делать альбомы, большие пластинки. Буду делать синглы, небольшие сборнички. Плевать на эти релизы, на эти айтюнсы. Людям главное, чтобы было, что слушать. Поэтому сейчас хочу в январе сделать 6-7 треков, маленький сборничек. И тогда у меня будет полная концертная программа. Самый главный план на будущее – развивать медийную историю, чтобы показать людям, что мы не просто андеграунд, а нечто большее.

Интервью: Антон ГилморЯрослав Грин 

Корректор: Александр Хасанов 

Фотограф: Юлия Космос  

Стилист: Анастасия Баталова 

Фотостудия: PRIDE Studio 

Благодарим за предоставленные вещи Podium Market, Topman, 21 Shop, SneakerHead, adidas Originals, Asher Ney.